Шаблоны для Joomla 3 здесь

В.С. Адрианов. Разведочная раскопка в устье реки Полуя у г. Сале-Харда (АН СССР Институт антропологии и этнографии. Отчетная археологическая сессия). Резюме доклада. Л., 1936.

В.С. Адрианов. Разведочная раскопка в устье реки Полуя у г. Сале-Харда (АН СССР Институт антропологии и этнографии. Отчетная археологическая сессия). Резюме доклада. Л., 1936.

На высоком правом берегу р. Полуя при впадении ее в Обь стоит здание, при постройке которого в 1932 г. были обнаружены обломки глиняной посуды, поделки из кости и камня и много костей разных животных, прикрытых слоем дерна. Уже эти разрозненные фрагменты деятельности древнего общества давали основание видеть здесь наличие своеобразной, судя по сохранившимся вещественным памятникам, культуры. Находясь от г. Сале-Харда всего в 4 км, на месте упомянутого здания росли лишь густые заросли высокого кустарника, а дальше вглубь материка начиналась тундра, и никаких признаков наличия следов деятельности человека на поверхности земли не было видно. Угроза дальнейшего разрушения этого древнего памятника, связанная с сооружением новых хозяйственных построек, и имеющееся в моем распоряжении очень ограниченное время не дали возможности произвести разведку смежных участков, и все силы были направлены на производство разведочной раскопки в непосредственной близости от главного здания. Первые же разобранные квадраты лишний раз подтвердили своим материалом, что здесь мы имеем нечто необычное и новое и тем более необычное, что этот памятник находится за Полярным кругом. Изумительные по художественному оформлению скульптурные изваяния различных животных из кости и бронзового литья, также на предметах, носящих бытовой характер, повторенных в одних и тех же по назначению предметах по нескольку раз, говорят о высоком уровне бытового искусства. К таким предметам относятся гребни, не имеющие аналогий, точно так же ложки из кости мамонта и ряд предметов неясного назначения. Большое количество поделок из кости имеет аналогии, но иногда эти аналогии находятся даже не на нашем континенте, как, например, вертлюжьи пряжки от собачьих упряжек, копалка для выкапывания корней и т. д. Многочисленные лопаточки из кости и ножи для чистки рыбы имеют также весьма многочисленные аналогии в современной этнографии, но, к сожалению, эти аналогии известны только со слов научных работников, связанных с той или иной народностью Севера, и непосредственно ни в печати, ни в сборах музеев не имеются. Среди костей различных животных и птиц (бобр, лисица, журавль, орел, лось, олень, заяц и т. д.) особое место занимают черепа собак, найденные в общей сложности в количестве до 40 штук и во всех случаях с разбитыми черепными коробками, и другая группа черепов, не менее многочисленная, это черепа грызунов (лемминги). Находимые при различных раскопках черепа и скелеты грызунов, столь обычные в местах обитания человека, здесь совершенно отсутствуют, а находимые здесь черепа грызунов носят некоторые несомненные признаки деятельности рук человека и специально собраны. Во всех случаях у черепов грызунов отсутствуют нижние челюсти, выломаны резцы и уничтожены височные дуги. Употреблялись для различных поделок и кости ископаемых животных, и, не только из высокоценных костей, как, например, бивни мамонта, но и из других частей скелета. Костей рыб найдено сравнительно немного. Кости крупных животных во всех случаях разбиты и на многих отчетливо видны следы рубки, а иногда и нарезки, причем нарезки, повторяющиеся совершенно точно на таких же костях и на том же месте. Металл, представленный поделками чудского типа из бронзы и пакетом из бронзовых листьев, в качестве материала для литья, железными лезвиями ножей, а также и маленькими тиглями из глины, все-таки не имел большого значения в хозяйстве этого общества. Большая часть орудий труда сделана из кости. Громадное количество наконечников стрел и даже копий сделано также из кости, что, однако, не мешало охотникам доставлять громадное количество различного зверя на место поселения. Это подтверждает, что на большую продуктивность охоты не так уже влияет наличие металлических стрелок, как орудий труда (железные ножи), позволяющих изготовлять в большом количестве стрелки из костей различных животных. Бронза найдена только в предметах украшений или культа, но наличие крюков из кости для подвески над костром дает основание говорить о возможном существовании бронзовой посуды. Весьма многочисленная керамика, украшенная разнообразным орнаментом, в основном нанесенным коротким гребенчатым штампом, по форме повторяет скифские бронзовые котлы на полой ножке. Кроме сосудов из глины найдены две обожженные пластинки, на одной из которых вырезано семь человеческих фигур, повторяющих, правда, в уменьшенном виде, миниатюрную объемную бронзовую фигурку человечка, и другая пластинка, на одной стороне которой вырезана выпуклая фигурка птицы c распростертыми крыльями. Обнаружено несколько каменных терок, пестов, возможно, обломок маленького размера круглого жернова и полированный топорик. Весь собранный при разведочной раскопке материал находился в хорошо выраженном культурном слое, достигающем максимальной толщины 50 см и прикрытом сверху слоем дерна и гумуса до 20 см толщиной. Слой, содержащий различные культурные остатки, не однороден, и по всем разрезам можно было проследить две резко выраженных различной цветности прослойки, в некоторых местах расслаивающиеся еще на несколько слоев. По всей площади раскопа в общей сумме 250 кв. м даже поврежденный с поверхности слой дерна не задевал культурного слоя. Это дает основание считать, что за время с момента оставления обществом в древности этого места, в устье Полуя вплоть до наших дней никаких поселений оседлого характера больше не было. Сопоставляя исследованный памятник с памятниками, отмеченными по р. Оби, можно сказать, что в данном случае мы имеем нечто необычное как по содержанию, так и по характеру. Отсутствие жилищ типа землянок и в то же время значительный культурный слой, охватывающий большое пространство, наличие керамики, большой ассортимент различных орудий труда и охоты говорят о довольно длительном существовании здесь общества. Но, возможно, что существовавшее здесь поселение носило несколько иной характер, чем другие смежные, но этой же народности и этого времени. Целый ряд вопросов, возникающих по материалам из памятника в устье р. Полуя, в настоящий момент не может быть разрешен, поскольку этот единственный исследованный памятник может быть выделяющимся из среды поселений того же времени. Собирательство, охота, рыболовство, собаководство и, возможно, оленеводство – основные формы хозяйства по собранным материалам, но и здесь более твердая уверенность может явиться только при последующих разведках и раскопках. Время существования памятника в устье р. Полуя возможно датировать по бронзовым поделкам чудского типа, близким к поделкам из Гляденовского костища, с одной стороны, и по предметам, аналогичным ишимскому кладу – с другой стороны, т. е. временем до первой половины I тысячелетия н. э.

Кроме разведочной раскопки в устье р. Полуя, была произведена разведка на полуострове Ямале, в частности – у Нового порта по р. Пясидай. Река Пясидай, впадающая в Обскую губу, на 3 км севернее Нового порта, уходит вглубь полуострова километров на 40. В 5 км от Нового порта, на одном из песчаных выдувов, находится современное ненецкое кладбище, и здесь же было собрано некоторое количество обломков орнаментированной керамики, по характеру орнамента и форме сосудов совершенно отличной от материалов, собранных в устье р. Полуя, и по времени более поздней. Нахождение здесь древней керамики очень интересный факт, и бесспорно, на Ямале может быть еще много интересных памятников древности. Особый интерес имеют две фотографии, сделанные в разное время с ненецкого кладбища. Один снимок сделан зимой, когда на место захоронения было привезено двое нарт с умершими. Другой снимок произведен уже летом, когда родные умерших устроили постоянное захоронение. Это известный обычай вторичного захоронения.

Исследованный памятник лишний раз подчеркивает, что на Севере возможны большие открытия, и что именно здесь могут получить свое разрешение многие вопросы по истории развития общества.

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования