Шаблоны Joomla здесь

Н.В.Федорова. Средневековое серебро Волжской Булгарии //Светозарная Казань. Альбом-каталог выставки. С-Петербург, 2005. С.20-21

 

Художественный металл средневековой Волжской Болгарии – предтеча мастерства Казанских ювелиров и своего рода история искусств государства, образованного на скрещении торговых путей и этнических потоков. В нем можно найти тюркские и древнерусские черты, элементы приуральского (пермского) языческого изобразительного канона, скандинавский след. Болгарские мастера делали посуду, подражающую декору исламских инкрустированных чаш и блюд, воспроизводя орнамент и надписи с искусством прилежных учеников: это была работа для себя, в ней воплощались идеалы мусульманской изобразительности. Они работали на нужды торговли с Севером – серебряные украшения, посуда, изготовленная для заказчиков из Приобья, учитывает потребности западносибирской элиты. На Севере в чести было светлое серебро – оно украшало пиры и персон, служило даром богам и мерилом богатства. То, что приносилось на святилища и уходило с хозяевами в могилы, в наши дни стало достоянием исторического наследия, источником для изучения булгарского художественного металла. Нигде больше нет такого количества произведений средневекового булгарского среброделия, как в Приобье, большинство из этих предметов хранится в фондах отдела Востока Эрмитажа и Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса им. И.С.Шемановского в г. Салехарде.

Коллекция ЯНОМВК мало известна широкой публике, некоторая часть ее была опубликована в двух каталогах совместных выставок: «Сокровища Приобья» и «Сокровища Приобья: север Западной Сибири на торговых путях средневековья», вышедших соответственно в 1996 и 2003 гг. Она постоянно пополняется новыми экспонатами, так, только за 2003-2004 гг. было приобретено около десяти уникальных серебряных изделий, некоторые из которых экспонируются на выставке. Находки из Приобья позволили сформировать новый взгляд на булгарскую торевтику IX – XVI вв. Своеобразие художественных школ среброделия, возникших в Волжской Болгарии и на сопредельных территориях, связанных с ней системой социальных, этнических и хозяйственных связей в некое региональное динамическое единство, представляет собой нечто большее, чем стиль одного центра. Здесь создается своего рода стиль эпохи. Изучение процессов его формирования, с одной стороны, может дать картину зарождения и развития конкретного регионального художественного центра, включающего несколько школ, и общую модель возникновения подобных «стилей эпохи». С другой – показать ту концентрацию духовных и производственных ресурсов, стянутых в узел вокруг городов Волжской Болгарии, которая отразилась в многоцветной мозаике средневекового искусства региона.

Наиболее ранние вещи в коллекции – украшения из серебра, произведенные приуральскими мастерами в IX-Х вв. – массивные витые височные кольца и браслет. Изготовление таких украшений продолжалось до ХIV- ХV вв., хотя в золотоордынскую эпоху они становятся совсем тонкими и легкими. С Х в. к этому ассортименту добавляются лопастные и калачевидные подвески: более простые, украшенные отпечатками круглого пуансона, и более сложные, выполненные в типично булгарской технике, с зернью и сканью. До сих пор не вполне решена проблема определения места их производства: вероятно, это все-таки были прикамские мастерские, в которых могли работать эмигранты из Волжской Болгарии.

Блюда IХ-ХI вв. с декором, сосредоточенным в круглом центральном медальоне, представляют собой продукцию двух художественных школ – домонгольской булгарской и урало-венгерской. Первая, в декоре которой мифологические сцены и изображения животных, подражает иранским образцам. Для изделий этого круга характерна массивность, употребление очень тонкого точечного чекана, «языческие» черты в изображении зооморфных персонажей – так называемой линии жизни. Основным сюжетом второй являются всадники. Растительный орнамент и некоторые специфические художественные приемы роднят ее с венгерским серебром времени обретения Родины. Самая многочисленная и разнообразная группа – изделия ХII – ХIV вв. В нее входят браслеты с черневым декором и филигранью, очелья, щитки для защиты руки от тетивы, перстни и многое другое. В нашей коллекции наиболее интересны щитки. Они все, скорее всего, уже золотоордынского времени, почти все происходят из новых приобретений. Наиболее распространенный сюжет декора – пара хищников с поднятыми передними лапами. Но встречаются и совершенно фантастические образы существ, похожих на русалок, но с усами, в окружении фигур рыб.

С присоединением Казанского ханства к Московскому государству торговля с Севером также переместилась в московские пределы, и та ветвь булгарского среброделия, которая ориентировалась на приобских заказчиков и их вкусы пришла в упадок. Торевтика ХV-ХVI вв. – это всего лишь призрачный след булгарской культуры, сохраненный мастерами Верхнего Прикамья. В ней видна попытка возрождения языческой пышности, но нет уже того отточенного мастерства, которое бросается в глаза в изделиях предыдущего периода.

1
1. Центральный медальон блюда с изображением всадника. XI в.
2
2. Медальон с изображением всадника
3
3. Блюдо с изображением всадника. IX-X вв.
4
4. Блюдо с изображением фигуры человека и животных. XI в.
5
5. Блюдо с изображением двух львов. XI в.
6
6. Щиток для защиты руки лучника от тетивы. XII-XIV вв.
7
7. Щиток для защиты руки лучника от тетивы. XII-XIV вв.
8
8. Щиток для защиты руки от тетивы лука. XII-XIV вв.
9
9. Щиток предохранительный с изображением двух львов. XII-XIV вв.
10
11
10, 11. Щиток для защиты руки от тетивы лука. XII-XIV вв.
12
12. Очелье. XIV-XV вв.
13
13. Подвески трехлопастные височные. X-XII вв.
14
14. Подвеска височная калачевидная. XII-XIV вв. (справа)
Пряжка (?). X-XII вв. (слева)
15
15. Браслет пластинчатый двухлопастный со вставками. XII-XIV вв. (слева).
Браслет двухстворчатый. XII-XIV вв. (справа)
   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования