Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Федорова Н.В. Из водоворота веков // Северные просторы. 2006. № 1-2.С.108-109

 

  «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи»
 
Книга пророка Ионы.
   
  «На Сосьве верят, что они (йюры) своего рода водяные животные, которые обитают в водоворотах; они могут проглотить гребца и маленькую лодку»
 
Каннисто А. Материалы к мифологии вогулов.

Древнее искусство покрыто флером времени, именно поэтому каждое его проявление мы воспринимаем как шедевр давно ушедших мастеров, забывая, что во все времена яркие всплески творческого гения лишь изредка будоражили спокойную поверхность добротного ремесленничества. Время не только придает значительность вещам, оно скрывает от нас их язык, заставляя разгадывать ребусы без подсказок. Мы часто подменяем анализ явлений древней культуры суждениями «похоже – не похоже» и «я так вижу». Главная трудность этого анализа в невозможности адекватно понять движение мысли творца: восприятие мира современным человека и человеком средневековья различно, тем более, когда речь идет о мастере – литейщике из северных лесов. Массовые отливки хотя бы поддаются классификации, они выявляют свой смысл через систему образов и художественных приемов. Редкие шедевры практически необъяснимы.

Маленькое чудовищеВ 2006 году в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского в числе других попала вещь удивительная, можно сказать, загадочная. Из бронзы в плоскую двустороннюю форму отлито небольшое по размеру изображение некоего чудовища - фантастического животного в виде рыбы или ящера, с закинутым на спину хвостом, мощными, короткими лапами и огромной головой. В раскрытой пасти – голова человека. Образ уникален, поиски аналогий приводят лишь к самому общему заключению о том, что фигурка произведена в каком-то западносибирском центре примерно в середине – второй половине 1 тыс. н .э. Расшифровать сюжет, прочитать миф – увлекательная задача, но результат часто не доказуем. Чтобы понять всю сложность подобной «дешифровки», представим себе спор двух ученых, один из которых погружен в изучение различных инокультурных влияний на традиционные верования обских угров (общее название хантов и манси), другой – в исследование обско-угорской мифологии. Назовем их А и Б. Итак:

А. Все мы знаем библейский сюжет про пророка Иону, проведшего несколько дней во чреве кита, а впоследствии извергнутом этим самым китом на берег. Вы спросите меня, при чем тут библейский сюжет? Очень даже при чем. Фигурка датируется 6-8 вв. н.э. Примерно в это время на север Западной Сибири начинают попадать вещи из далеких стран, в том числе, христианских. До нас дошли, например, блюда с изображением осады Иерихона, царя Давида и Вирсавии, ангелов по сторонам креста. Наверное, в Приобье попадали не только металлические вещи, но и ткани, на которых часто тоже изображались мифологические, исторические или литературные сюжеты. Есть упоминания в источниках о том, что еще в раннем средневековье христиане несторианского толка с миссионерскими целями добирались до Сибири. Почему не допустить, что услышанное от них или увиденное на каком-то не дошедшем до нас носителе (блюде или картине на ткани) было усвоено западносибирским литейщиком и воплощено в бронзе? Ведь трудно представить, что обитатели лесного Приобья, не пытались понять новый для них сюжет, по крайней мере, как-то объяснить, пусть даже переосмыслить его. Вот и получилось фантастическое животное, извергающее человека из чрева своего.

Б. Не согласен с Вами абсолютно. Бронза – сакральный (священный) металл, особенно для человека эпохи средневековья. То, что отливали из него должно было иметь глубокий смысл и для мастера, и для пользователей. Надо искать сюжет в местной мифологии. И он есть! У ханты и манси, которые раньше именовались остяками и вогулами, известно немало сказаний про водяных, или, вернее, живущих в воде чудищах. Например, йюр – нечто, подобное ящерице или змееподобному животному, подрывающему берега реки. Йюр может проглотить лодку с человеком. Или рыбообразное чудовище вес, оно обитает в водовороте и делает его опасным. Иногда это - гигантская щука, от старости превращающаяся в мамонта с рогами, растущими изо рта. Все эти подводные обитатели не очень доброжелательны к человеку. А есть такой способ умилостивления духов или духоподобных существ, как отливка их образов из металла и помещение отливок на святилище. Северные ханты делают так до сих пор. Скорее всего, эта отливка обозначает именно такое фантастическое подводное существо, проглотившее или глотающее человека.

А. Но ведь нет у обских угров мифа, в котором рассказывается как чудовище проглотило человека, в преданиях говориться лишь о том, что оно может это сделать. Речь идет о возможности поглощения человека и лодки, что выглядит скорее демонстрацией мощи зверя, но не его реальных деяний. Здесь же мы видим несколько стилизованную иллюстрацию потрясшего воображение мастера инокультурного сюжета – извержение человека, а не поглощение его.

Б. В эпоху средневековья не было иллюстраций в нашем понимании. Мастер совмещал несколько планов – например, то, что происходит в настоящий момент и то, что уже произошло. Так и получилось, что в пасти видна только голова. Я согласен с тем, что образ может быть не «иллюстрацией» мифа, а демонстрацией мощи мифического существа, его возможностей, но с инокультурными заимствованиями это не имеет ничего общего.

А. Если бы сюжет отливки был взят из местной, западносибирской мифологии – подобные изображения не были бы единичны, и даже уникальны. Свои собственные мифы мастера тиражируют, хотя и по разному. Мы видим это в современном искусстве Севера. Но тот, кто создал единственный в своем роде образ, знал нечто выходящее за рамки традиционной культуры. Поэтому ему нет аналогий.

Б. Вы представляете, какой процент произведений, созданных в эпоху средневековья, дошел до нас? То, что вещь единственна в своем роде, еще не значит, что она единственна изначально. Остальные могли не сохраниться, или еще не найдены. Богатство образного мира северной мифологии известно всем, кто взял на себя труд прочитать изданные сборники мифов, легенд и преданий обских угров. Уверяю Вас, там найдется все, на что только способна человеческая фантазия.

А. Да причем здесь фантазия, когда столь впечатляющий библейский сюжет воспроизведен почти буквально?

***

Спор бесконечен, потому, что ни доказать с фактами в руках свою точку зрения, ни опровергнуть чужую участники дискуссии не могут. Каждый уверен в своей правоте, но уверенность – еще не гарантия истины. Мы скорее приблизимся к пониманию того, что вложено создателем «маленького чудовища» в свое творение, расположив его и другие яркие узелки непознанного на редком полотне сотканной поколениями ученых картины прошлого. И если место для таких узелков выбрано верно – они своей загадочностью лишь придадут картине особую красоту.

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования