Здесь нашел интересный обзор

[Волжанина Е.А. Современная структура этнически смешанных браков ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 6. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2005. С.234-248.]

Е.А. Волжанина. Современная структура национально-смешанных браков ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Межнациональные браки и национально-смешанные семьи рассматриваются в качестве важных показателей этнических процессов, в частности, аккультурации и ассимиляции (структурной, языковой, идентификационной) в той или иной этнической общности [Современные этнические процессы…, 1975, с.430; Лаллукка, 1997, с.31 и др.]. Во второй половине XX в. отмечается рост количества межнациональных браков у всех народов Сибири [Томилов, 1988; Сирина, 2002; Харамзин, 2002 и др.]. Что касается коренных народов Севера, то увеличение в их среде межнациональных браков, при преобладании браков с русскими, было обусловлено переходом на оседлый образ жизни, сселением в многонациональные поселки, совместным обучением в школах-интернатах детей разных национальностей и т.д. Начало этих процессов относится к 1960-м гг. К настоящему времени среди некоторых малочисленных народов Севера (нганасан, энцев, кетов и др.) национально-смешанные семьи составляют более половины семей с их участием [Кривоногов, 2001, 2003]. С заключением межнациональных браков возникает проблема этнического самоопределения смешанного населения. Выбор в пользу той или иной национальности свидетельствует о степени устойчивости самосознания народа и влияет на его демографические характеристики.

В данной статье рассматривается современная структура национально-смешанных браков и социально-демографические характеристики супругов в однонациональных и смешанных семьях ненцев, проживающих на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). По Всероссийской переписи 2002 г. на территории округа насчитывается 26435 ненцев, значительную долю которых составляет сельское население - 22819 человек (86,3%) [1] . Исследованием были охвачены практически все ненцы, проживающие в сельской местности в Надымском районе (2002 г.), около 50% - в Приуральском районе (2003 г.) и 56% - в Пуровском районе (2004 г.) (табл.1). Первые два района с конца 1960-х гг. являются территориями интенсивного нефтегазового освоения, что делает их привлекательными для мигрантов из других регионов страны. Приуральский район, включающий территорию низовьев р. Оби, представляет собою историческую зону активного взаимодействия ненцев, хантов, коми-зырян и русских, характеризуется многоязычием, неустойчивым самосознанием коренного населения, заимствованиями в традиционной культуре [Васильев, 1985; Головнев, 1994].

В качестве источника использовались материалы похозяйственного учета сельских администраций, представляющие отдельные лицевые счета, открытые на каждое семейное хозяйство и характеризующие их национальный состав. Были проанализированы данные похозяйственных книг Ныдинской (с.Ныда), Норинской (п.Нори), Кутопьюганской (п.Кутопьюган, с.Ярцанги, с.Ватанги, ф.Хоровая) сельских администраций Надымского района, Аксарковской (п.Аксарка, д. Товопогол, Ямбура, Чапаевск) и Белоярской (п.Белоярск) сельских администраций Приуральского района, Самбургской (с.Самбург) сельской администрации Пуровского района. Ненцы, прописанные на этих территориях, представляют этнотерриториальные группы европейских ненцев и сибирских тундровых ненцев. Кроме того, на территории Норинской с/а проживают лесные ненцы из рода Вэлло.

Выбранные для проведения исследования районы являются многонациональными. На начало 2004 г., ненцы в Приуральском районе составляли 31,6%, в Надымском районе - 22,3%, в Пуровском районе - 12,1% в общей численности сельского населения [2]. Другой особенностью районов является высокая степень оседлости ненцев, проживающих в национальных поселках. К кочевому населению относятся оленеводы, рыбаки и охотники, для которых традиционный кочевой образ жизни связан с занятиями, являющимися основными источниками существования. На территории Аксарковской с/а зафиксированы несколько хозяйств ненцев, занимающихся рыболовством и ведущих кочевой образ жизни, на территории Белоярской с/а соотношение кочевых и оседлых ненцев составляет 1:4,8. В Приуральском районе, к которому относятся вышеуказанные администрации, ненцы-кочевники сосредоточены на севере и относятся к Байдарацкой с/а, на территории которой прописана почти половина ненцев района при незначительном проценте пришлого населения. Среди надымских ненцев (Ныдинская, Норинская, Кутопьюганская с/а) соотношение кочевых и оседлых - 1:2,4. Иная ситуация наблюдается в Самбургской с/а, где соотношение кочевых и оседлых ненцев - 1:1. В целом, рассматриваемые территории занимают периферийное положение по отношению к таким оленеводческим районам ЯНАО как Ямальский и Тазовский. Ненцы Аксарковской с/а переехали на местожительство в п.Аксарка во второй половине XX в. из северных и восточных территорий округа, а также из-за Урала. С сохранением традиционных занятий связываются сохранение и воспроизводство культуры коренных малочисленных народов Севера и самих носителей этой культуры [Клоков и др., 1994, с.70].

В результате мероприятий по переводу кочевого населения на оседлый образ жизни, укрупнения населенных пунктов, промышленного освоения, повышения социально-культурного уровня населения в настоящее время ненцы проживают оседло в крупных и очень крупных поселениях (с населением свыше 1000 человек), одновременно являющихся районными центрами или центрами сельской округи. К ним приписывается кочевое население. К районным центрам относятся п.Аксарка (Приуральский район), с.Ныда (Надымский район, до 1972 г.). Для них характерен многонациональный состав населения. В крупных и средних по численности населения центрах сельской округи п.Белоярск, Кутопьюган, Нори, с.Самбург ненцы составляют более половины населения. Анализ структуры браков и социально-демографические характеристики были выполнены для ненецкого населения каждой сельской администрации. Далее в тексте используются и наименования сельских администраций, и населенных пунктов, являющихся центрами сельской округи, так как они, чаще всего, совпадают территориально.

Составляя меньшинство населения в рассматриваемых районах, ненцы преобладают среди жителей перечисленных поселков и сел. Вторыми по численности национальностями являются русские или коми (рис. 1). Исключение представляет Аксарковская с/а, где ненцы уступают по численности хантам и русским. Анализ материалов показал обратную зависимость количества национально-смешанных семей ненцев от их доли в общей численности населения, прописанного на данной территории. Чем меньше доля ненцев, тем больше национально-смешанных семей с их участием. Такая ситуация сложилась в Аксарковской с/а, на территории которой ненцы насчитывают 414 человек (14,0%), из них 45,9% проживают в межнациональных семьях. На территории остальных сельских администраций доля ненцев составляет от 45,2% (Белоярская с/а) до 83,2% (Кутопьюганская с/а), в них доля национально-смешанных семей ненцев от общего числа семей с их участием - от 30,2% до 10,0% (табл.1). К числу национально-смешанных семей были отнесены полные семьи, включающие обоих супругов, и разные типы неполных семей (мать или отец с детьми, тетя с племянниками, бабушка с внуками и др.), национальность у которых отличается. Неполные национально-смешанные семьи составляют в общем числе национально-смешанных семей ненцев 18,2% в Аксарковской с/а, 24,7% - в Белоярской с/а, 38,9% - в Кутопьюганской с/а, 11,8 % - в Норинской с/а, 17,3% - в Ныдинской с/а, 16,7% - в Самбургской с/а.

Нами были рассмотрены структура и характеристики супругов полных национально-смешанных семей ненцев. Изучение национально-смешанных браков у ненцев связано со специфическими трудностями, заключающимися в том, что не все браки регистрируются в органах ЗАГС. В этой связи похозяйственные книги более полно отражают брачную структуру населения, включая все брачные пары, образовавшиеся к определенному моменту, в том числе повторные браки, в составе семейных хозяйств. Среди полных национально-смешанных семей ненцев были выделены супружеские пары ненцев с коренными народами Севера (хантами, коми, манси) и с русскими и представителями других некоренных национальностей (украинцами, татарами, литовцами и др.). Всего на 2002-2004 гг. выявлено и проанализировано 732 супружеских пары ненцев, из которых 465 однонациональные (63,6%). Из 266 национально-смешанных супружеских пар: 111 пар ненцев с русскими и 156 пар ненцев с народами Севера.

В связи с переходом значительной доли ненцев на оседлый образ жизни, удаленностью населенных пунктов друг от друга можно говорить о степени эндогамности ненцев в рамках той или иной административной территориальной единицы (сельской администрации). Степень эндогамности каждой территориальной группы ненцев выявлена по соотношению числа однонациональных и межнациональных браков. (В статье не ставилась задача рассмотреть соблюдение ненцами норм дуальной экзогамии.) Доля межнациональных супружеских пар в общем числе выявленных пар на территории сельских администраций составляет от 79,2% (Аксарковская с/а) до 9,2% (Кутопьюганская с/а) (рис.2). Наиболее высокий уровень эндогамии у ненцев Кутопьюганской, Самбургской и Норинской с/а, где однонациональные браки составляют соответственно 90,8%, 76,2% и 70% от общего числа выявленных пар. У ненцев Ныдинской и Белоярской с/а он составляет 58,7% и 53,4%. Менее всего однонациональных браков представлено у ненцев Аксарковской с/а - 20,8%.

Количество национально-смешанных браков зависит от субъективного отношения людей к заключению брака с представителями своей и других национальностей, а также от объективных факторов. К последним относятся социально-экономические, социально-демографические, исторические, этнокультурные условия, т.е. особенности расселения, уровень образования, профессиональная занятость, этнические традиции и др. Этнический характер окружения отразился на выборе брачных партнеров ненцами. Кроме ненцев, на рассматриваемых территориях проживают ханты, коми, русские. Структура межнациональных супружеских пар ненцев выглядит следующим образом (табл.2).

Наиболее распространенным типом национально-смешанной семьи является русско-ненецкая семья. Во всех населенных пунктах зафиксировано большинство таких супружеских пар, которые составляют от 35,2% (п. Аксарка) до 2,5% (п. Кутопьюган) в общем числе выявленных супружеских пар ненцев, кроме п.Нори. В п.Нори большинство межнациональных семей - коми-ненецкие - 18,0%. В п.Кутопьюган одинаковое количество русско-ненецких и ненецко-хантыйских браков. В отличие от русско-ненецких семей, семьи, в которых муж ненец, а жена русская встречаются значительно реже, и только в многонациональных административных центрах (с.Ныда, п.Аксарка). По одной такой супружеской паре зафиксировано в п.Белоярск, Кутопьюган и ни одной в с.Самбург. Еще в конце 1960-х гг. и в начале 1970-х гг. браки с русскими и представителями других некоренных национальностей были редким явлением у ненцев из-за отличий в образе жизни [Хомич, 1970, с.54-58]. В конце XX в. отмечается преобладание русско-ненецких семей среди национально-смешанных семей ненцев и в других районах ЯНАО: Ямальском и Тазовском [Квашнин, 2002, с.47; 2003, с.177]. Такие браки заключаются преимущественно в среде поселковых ненцев.

По представленной доле семей на втором месте за русско-ненецкими семьями следуют смешанные семьи ненцев с коренными народами Севера хантами и коми. В с.Самбург и с.Ныда - это коми-ненецкие семьи, в п.Белоярск и п.Аксарка - ненецко-хантыйские семьи, в п.Нори - ненецко-коми семьи, в п. Кутопьюган - хантыйско-ненецкие семьи. На третьем месте, в с.Самбург, Ныда, п.Кутопьюган - ненецко-коми семьи, в п.Нори - ненецко-хантыйские семьи, в п.Белоярск и п.Аксарка - хантыйско-ненецкие семьи. Ханты и коми исторически рассматривались ненцами в качестве брачных партнеров, в условиях совместного проживания и осуществления промыслов на одной и той же территории.

Для оценки полученных процентных соотношений был рассчитан коэффициент предпочтительного заключения однонациональных браков ненцами по формуле Ю.И. Першица [Першиц, 1967] (табл.2). Этот коэффициент позволяет сравнить отношения мужчин и женщин ненцев к заключению национально-смешанных браков с представителями других национальностей, а также отношение к национально-смешанным бракам в целом, по сравнению с однонациональными, для которых данный коэффициент равен 1.

Согласно выполненным расчетам, женщины ненки в п.Белоярск, с. Ныда и Самбург от 1,3 до 2,4 раз чаще вступают в национально-смешанные браки, чем мужчины ненцы. В п.Аксарка, Нори и Кутопьюган женщины и мужчины практически одинаково часто заключают межнациональные браки. При этом можно отметить, что в п.Аксарка насчитывается наибольшая доля межнациональных семей ненцев, а п.Кутопьюган - наименьшая. В нескольких случаях коэффициент равен меньше единицы. Такая ситуация наблюдается при расчете отношения ненцев мужчин к бракам с женщинами ханты, а также отношения ненок к бракам с мужчинами ханты. Это возможно в связи с отсутствием однонациональных хантыйских браков (кроме п.Аксарка и Белоярск) и наличии только смешанных браков мужчин и женщин ненцев с хантами. На территориях рассматриваемых сельских администраций Надымского и Пуровского районов, расположенных в зоне лесотундры, ханты составляют незначительный процент населения (рис.1).

Предпочтительными брачными партнерами для ненецких мужчин среди женщин других национальностей являются женщины ханты. А в п.Аксарка - также русские. У женщин ненок предпочтения в выборе партнера отличаются. На всех территориях преимущество имеют, прежде всего, русские и представители некоренных национальностей. В п.Белоярск и п.Аксарка - русские и ханты, в с.Самбург и с.Ныда - коми и русские. Ненки чаще всего предпочитают выходить замуж за мужчин коми и русских, чем мужчины ненцы жениться на женщинах коми и русских.

Полученные показатели свидетельствуют о различном отношении к заключению браков с другими национальностями у ненцев, проживающих в разных населенных пунктах. Например, при одинаковых долях мужчин коми в общем числе мужчин, состоящих в браке, ненки в с.Самбург состояли бы в браках с коми в 3,7 раза чаще, чем в ненки в п.Белоярск. Численность коми мужчин, проживающих на территории Самбургской сельской администрации, ограничивает рост количества таких браков. Существенная разница наблюдается между коэффициентами, характеризующими отношение женщин ненок к русским и коми мужчинам в п.Белоярск и п.Аксарка. В первом поселке при одинаковых долях мужчин коми и русских в общем числе мужчин, состоящих в браке, ненки состояли бы в смешанных браках с русскими в 2,4 раза чаще, чем с коми, а во втором поселке - в 4,2 раза чаще.

Таким образом, структура выявленных супружеских пар и коэффициент предпочтительного заключения однонациональных браков свидетельствует, что взгляды на выбор брачного партнера не из своей этнической среды у ненецких мужчин и женщин во второй половине XX в. отличаются, при преобладании однонациональных браков. Мужчины ориентируются на однонациональный брак или выбор брачного партнера из близкой этнокультурной среды - хантов. Тогда как у женщин приоритет имеют однонациональные браки или браки с русскими мужчинами.

Социально-демографические характеристики ненцев, заключивших однонациональный брак, отличаются от соответствующих характеристик в национально-смешанных браках. Отличия касаются, прежде всего, возраста, уровня образования и профессиональной занятости (табл.3,4).

Брачную структуру ненцев составляют главным образом родившиеся в 1950-е гг., в 1960-е гг. и 1970-е гг., т.е. поколения ненцев, выросшие в период перехода на оседлый образ жизни, получивших образование в школах-интернатах и специальных учебных заведениях. Невысокий процент пожилых пар объясняется небольшой долей пожилых людей в целом среди населения из-за высокой смертности в трудоспособном возрасте и низкой продолжительности жизни. Практически нет пожилых супружеских пар среди национально-смешанных семей. В однонациональных семьях встречаются супружеские пары, годы рождения супругов в которых приходятся на 1920-1930-е гг., а в национально-смешанных семьях самыми "старыми" являются пары, годы рождения супругов в которых приходятся на 1940-1950-е гг., иногда 1960-е гг. (п.Нори, Кутопьюган). Доля мужчин, состоящих в межнациональных браках в возрастной группе от 25 до 44 лет, составляет на разных территориях от 4% (п.Кутопьюган) до 58,1% (п.Аксарка) от общего числа состоящих в браке ненцев данной группы, а доля женщин ненок - от 6,8 до 68,3%. Можно отметить, что доля мужчин ненцев, состоящих в межнациональных браках, составляет от 4% (с.Самбург) до 60,4% (п.Аксарка) от общего числа мужчин ненцев, состоящих в браке, а женщин - от 5,2% (п.Кутопьюган) до 69,4% (п.Аксарка) (рис.3).

Несмотря на то, что в брачной структуре представлены главным образом возрастные группы от 16 до 45 лет, межнациональные супружеские пары ненцев в большинстве случаев выглядят моложе однонациональных. О молодости национально-смешанных пар свидетельствует средний возраст супругов ненцев. На момент проведения исследования он оказался выше, чем в однонациональных браках (кроме с.Самбург) (рис.4). Мужчины ненцы, состоящие в браках с русскими женщинами, моложе по сравнению с мужчинами, состоящими в браках с женщинами ханты и коми. Для женщин ненок такой зависимости не прослеживается. Только в трех поселках (с.Ныда, п.Белоярск, Кутопьюган) средний возраст женщин, состоящих в браке с русскими мужчинами ниже, чем у остальных женщин ненок.

Если рассматривать средний возраст обоих супругов, то в многонациональных населенных пунктах ненецко-русские (п.Аксарка) и русско-ненецкие (п.Белоярск и с.Ныда) супружеские пары по возрасту старше, чем пары ненцев с коренными народами Севера хантами и коми. В п.Аксарка русско-ненецкие пары выглядят самыми молодыми, по сравнению с остальными [3]. В с.Самбург, где ненцы насчитывают более 70% населения, самыми молодыми являются русско-ненецкие пары. Средний возраст обоих супругов в них - 37,2 лет. Среди всех населенных пунктов самые молодые национально-смешанные пары ненцев с коренными народами Севера представлены в п.Кутопьюган - с участием женщин ненок. Средний возраст обоих супругов в них составил 29,5 лет. Старше всех по возрасту супружеские пары, проживающие в с.Самбург - с участием ненцев мужчин и женщин из коренных народов Севера. Средний возраст обоих супругов в них - 41,8 лет.

В целом, относительно высокий возраст супругов указывает на то, что межнациональные пары данного типа стали появляться относительно недавно. Средний возраст супружеских пар ненцев в однонациональных семьях, колеблется в пределах от 38,5 лет до 42 лет, тогда как в межнациональных семьях - от 23,5 лет до 41,8 лет. Учитывая, что в некоторых населенных пунктах в межнациональных браках состоит до половины ненцев, из общего числа состоящих в браках, то они заключают в себе значительный потенциал для воспроизводства, но опасность заключается в том, что численность ненцев ставится в зависимость от определения национальности детей в таких семьях.

В рассмотренных супружеских парах с участием ненцев мужчин и женщин, чаще всего, муж старше жены. Исключение из правила представляют ненецко-русские браки в п.Аксарка, ненецко-хантыйские и ненецко-коми браки в п.Белоярск, коми-ненецкие браки в п.Нори. В первом - в 5 из 8 браков жена старше мужа, в том числе более чем на 10 лет, во втором - в 11 из 21 браков, в третьем - в 7 из 9 браков. Разница в возрасте супругов может быть значительной как в однонациональных, так и в национально-смешанных семьях. Тем не менее, супружеские пары, в которых муж старше жены более чем на 10 лет, встречаются чаще в однонациональных семьях ненцев. Среди них выявлены случаи, когда муж старше жены на 20 и более лет, максимум на 29 лет (с.Ныда). В среднем муж старше жены в однонациональных семьях на 5 - 6 лет. Сравнивая данный показатель в смешанных семьях с русскими, можно отметить, что он мало отличается от показателя в однонациональных (рис.5). В семьях ненцев и коренных народов Севера мужчина старше в среднем на 4 - 8,3 лет. Иная ситуация наблюдается среди женщин. В межнациональных семьях, в которых жена старше мужа, средний показатель чаще всего ниже соответствующего показателя для однонациональных семей. Жена старше мужа в однонациональных семьях в среднем на 2,7 - 4,6 лет, а в межнациональных - на 1,7 - 5 лет (рис.6).



 

В качестве выявленных особенностей можно отметить, что разница в возрасте между мужчинами ненцами и их русскими женами меньше (кроме семей в п.Аксарка), чем между ненцами мужчинами и их женами ханты или коми. В-первых муж старше на 2,2 - 2,7 лет, во-вторых - на 4 - 7,3 лет. В межнациональных супружеских парах русских мужчин и женщин ненок разница в возрасте мало отличается данного показателя в однонациональных парах, тогда как их мужья ханты и коми старше их в среднем на 4,5 - 8,3 лет. Женщины ненки более старше своих русских мужей, чем мужей ханты и коми. В русско-ненецких семьях жена старше мужа в среднем на 2,8 - 5 лет, в семьях ненок с коренными народами Севера - на 1,7 - 2,3 лет (рис.6).

Существующая разница в возрасте супругов в пользу мужчин независимо от национальности свидетельствует о тенденции среди них заключать браки в более позднем возрасте по сравнению с женщинами. Среди ненок встречаются пятнадцатилетние и шестнадцатилетние жены (п.Аксарка, Белоярск). Отмеченные возрастные отличия связаны с повторным заключением браков, возрастом русских мигрантов, прибывающих на работу или местожительство, традиционной установкой, что мужчина должен быть старшим в семье. Если в однонациональных и национально-смешанных семьях с коренными народами Севера последнее правило сохраняется, то в национально-смешанных семьях с русскими его не всегда соблюдают, для этих семей характерно выравнивание возраста супругов.

Социальные характеристики включают уровень образования и профессиональную занятость обоих супругов. Они зависят от социально-экономического статуса населенного пункта, в котором проживают ненцы. Одной из проблем национальных поселков является отсутствие достаточного количества рабочих мест для населения из-за неразвитой производственной базы и инфраструктуры. В районных центрах и центрах сельской округи сохраняется тенденция приглашать на работу приезжих специалистов. Поселения были организованы для обслуживания кочевого населения и включали главным образом объекты социальной инфраструктуры. Объекты производственной базы находились на значительном расстоянии от населенного пункта. Население, прописанное на территории того или иного сельского совета, чаще всего, разделялось на население, занятое в сельском хозяйстве и ведущее кочевой образ жизни (ненцы, ханты и коми) и население, их обслуживающее и проживающее в поселке (заготовительные и ветеринарные пункты, совхозное управление, сельский совет, школы, больницы и т.д.). Во вторую категорию входили русские и другие некоренные национальности. С переходом кочевников на оседлый образ жизни возникла проблема их занятости в поселках, несмотря на все принимаемые меры, что отразилось на профессиональной структуре ненцев.

В конце XX в. большинство ненцев по-прежнему заняты в традиционных отраслях хозяйства. Процент занятых в оленеводстве, охоте и рыболовстве зависит от степени оседлости ненецкого населения и наличия в поселке производственных структур, предоставляющих соответствующие вакансии, возможности вести личное кочевое хозяйство (ЗАО "Ныдинское" в с.Ныда, отделения в п.Нори и Кутопьюган , ОАО "Пуровское" в с.Самбург, ЗАО совхоз "Байдарацкий" в п.Белоярск, Аксарковский рыбзавод). Традиционными для ненцев стали специальности зоотехника, зверовода, швеи и сапожника. Высокий процент среди ненцев составляют безработные. Источником их существования служат традиционные промыслы: охота и рыболовство. Учитывая последнее обстоятельство, можно считать, что практически половина ненцев, проживающих на территории рассматриваемых сельских администраций, заняты в традиционном хозяйстве. Следующей по численности профессиональной группой являются разнорабочие: технички, сторожа, прачки и т.д. Эти занятия распространены среди ненцев, а также хантов, проживающих в поселках. В среде поселковых ненцев представлены профессии, требующих специального образования. Это учителя, воспитатели, медицинские работники, специалисты в администрации, продавцы, повара, электромонтеры, водители, пожарники и др. При составлении таблиц сведения о количестве людей данных профессий заключены в строках: "специалисты, служащие, предприниматели" и "квалифицированные рабочие". Первая включает в основном женщин, а вторая - мужчин. Предприниматели встречаются в единичных случаях в п.Белоярск и с.Самбург.

Профессиональная структура супругов в однонациональных семьях ненцев выглядит следующим образом. Более половины мужчин и женщин, состоящих в однонациональных браках с.Самбург, и около половины в с.Ныда, заняты в традиционных сферах хозяйства. То же самое можно сказать и о п.Белоярск, п.Кутопьюган, п.Нори, где официально заняты в традиционном хозяйстве около четверти мужчин и женщин, но неработающие насчитывают в первом 47,2% мужчин и 40% женщин, во втором - 41,3% мужчин и 45,8% женщин и в третьем - 42,8% мужчин и 28,6% женщин. Менее всего занятых в традиционных отраслях ненцы в п.Аксарка, только 15,8% мужчин, состоящих в однонациональных браках. Количество квалифицированных рабочих, разнорабочих и специалистов зависит от поселка. Среди женщин, состоящих в однонациональных браках, доля специалистов составляет от 12,8% (п.Белоярск) до 31,5% (п.Аксарка), разнорабочих - от 5,7% (с.Ныда) до 17,2% (п.Белоярск). Среди мужчин доля специалистов - от 0,9% (п.Кутопьюган) до 10,5% (п.Аксарка), разнорабочих - от 2,9% (п.Нори) до 22% (п.Кутопьюган). В поселках с преимущественно ненецким населением (п.Кутопьюган, п.Нори) большинство специалистов - ненцы. В целом, более традиционными по уровню занятости выглядят ненцы Самбургской сельской администрации.

В национально-смешанных супружеских парах традиционные занятия представлены в смешанных семьях ненцев с коренными народами Севера хантами и коми. В русско-ненецких и ненецко-русских семьях супруги работают специалистами, квалифицированными рабочими, реже разнорабочими в поселках.

Исследования показывают, что занятость в разных сферах хозяйства мужчин и женщин коренных народов Севера определяют в разной степени склонность к заключению межнациональных браков тех и других [Бурыкин, 1999; Харамзин, 2002, с.74]. На профессиональную занятость влияет уровень образования, который у женщин выше, чем у мужчин. Хотя в целом среди них преобладают люди с неполным средним и средним образованием. В некоторых случаях люди коренной национальности отказываются уезжать из поселка в город для продолжения образования из-за страха не суметь адаптироваться в городской среде. Традиционные отрасли хозяйства, на которые ориентировано большинство ненцев, особенно мужчин, требуют не столько специальных знаний, сколько навыков и умений, выработанных на практике. Люди, получившие высшее образование, как правило, остаются в городах. Как свидетельствуют полученные материалы, женщин со средним специальным и начальным профессиональным образованием в 1,7 раз больше, чем мужчин, а с высшим образованием больше мужчин, чем женщин (табл.5). С повышением образования увеличивается доля смешанных браков у женщин ненок. Среди женщин со специальным средним и начальным профессиональным образованием около половины состоят в межнациональных браках, с высшим образованием более 80%, из них большинство с русскими (рис.7). Для мужчин ненцев зависимость количества смешанных браков от уровня образования прослеживается в категории с высшим и неполным высшим образованием. Это связано с тем, что начальное профессиональное и среднее специальное образование у мужчин также ориентирует их на традиционные отрасли хозяйства.

Количество однонациональных и смешанных браков отличается в разных профессиональных группах ненцев. Считается, что межнациональные браки чаще всего заключают служащие, специалисты различных учреждений культуры, образования, здравоохранения, квалифицированные рабочие. Количество женщин ненок, работающих в этих сферах в два раза больше, чем мужчин (табл.5). Из них более половины состоят в браках с русскими. Мужчины ненцы независимо от профессиональной занятости предпочитают межнациональным бракам однонациональные. Ненцы, занятые в традиционных сферах хозяйства, работающие разнорабочими или безработные, реже состоят в смешанных браках (рис.8). Интересная ситуация сложилась в п.Нори, где браки между специалистами и квалифицированными рабочими - это коми-ненецкие браки.

Распределение обоих супругов по уровню образования и по профессиональным группам в однонациональных и национально-смешанных семьях ненцев свидетельствует, что в разных типах браков в большинстве случаев образование у супругов одинаковое, а профессиональная занятость является равнозначной (табл.6,7). К равнозначным профессиональным группам отнесены занятия в традиционной сфере, разнорабочие и безработные.

В тех случаях, когда образование у супругов отличается, как это отмечено в однонациональных, ненецко-русских браках и браках коренных народов Севера с ненками, у жены образование выше, чем у мужа. В ненецко-русских семьях доля таких семей превышает долю семей с одинаковым образованием супругов. В русско-ненецких браках и браках ненцев с коренными народами Севера, наоборот, у мужа образование выше, чем у жены. В семьях, в которых супруги принадлежат к разным профессиональным группам, чаще всего, жена занимает более высокое профессиональное положение. Это семьи, в которых мужчины заняты традиционными промыслами: рыболовство или охота или являются разнорабочими, а женщины работают учителями, воспитателями, специалистами в администрации. Рабочие места, предоставляемые в поселке, связаны со сферами обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, управления и требуют специального образования. В этой связи женщины имеют больше шансов найти хорошую работу в поселке, чем мужчины.

Обобщая полученные данные, можно получить представление о супругах в среднестатистических однонациональной и национально-смешанных семьях ненцев, проживающих в сельской местности. Средний возраст супругов в такой однонациональной супружеской паре составляет около 40 лет, образование - среднее или неполное среднее, основная сфера занятости - традиционное хозяйство. Национально-смешанные семьи ненцев с коренными народами Севера хантами и коми отличаются от них только по возрасту. Средний возраст супругов в них - 36,6 лет. Средний возраст супругов в ненецко-русских и русско-ненецких семьях - 31 год, образование - среднее у обоих супругов или среднее и среднее профессиональное у женщины, по профессиональной занятости супруги - квалифицированные рабочие и специалисты.

Таким образом, сохранение традиционных занятий и компактное проживание ненцев в национальных поселках, основанных на территориях их традиционного проживания, способствует преобладанию в современной брачной структуре однонациональных браков. Доли разных типов межнациональных браков отличаются в разных населенных пунктах. Среди межнациональных семей большинство составляют русско-ненецкие супружеские пары. Большинство таких семей отмечается в крупных многонациональных населенных пунктах с высокой степенью оседлости ненецкого населения. При переходе к оседлому образу жизни в условиях многонациональной среды поселков у женщин, имеющих более высокий образовательный и профессиональный уровень, чем мужчины, увеличился диапазон брачной избирательности. Среди ненцев мужчин приоритет имеют однонациональные браки или браки с женщинами ханты.

Литература
  • Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Прсс, 1999. 271с.
  • Бурыкин А.А. Женское лицо" интеллигенции современных малочисленных народов Севера России и его взгляд на традиционную культуру // Женщина в мире мужской культуры: путь к себе. Материалы международной научной конференции 15-17 июля 1999 г. СПб., 1999. С.39-42.
  • Васильев ВИ. Особенности развития этнических и языковых процессов в этноконтактных зонах Европейского Севера и Северной Сибири (по материалам этнографического обследования северосамодийских народностей: ненцев, энцев, нганасан)// Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1985. С.65-93.
  • Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. 204с.
  • Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. Тобольск-Яр-Сале, 1994.
  • Квашнин Ю.Н. Этнодемографическая характеристика населения Ярсалинской сельской администрации Ямало-Ненецкого автономного округа (2001 г.) // Проблемы взаимодействия человека и природной среды: Материалы итоговой научной сессии Ученого совета Института проблем освоения Севера СР РАН 2001 г. Вып.3. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. С.47-50.
  • Квашнин Ю.Н. Гыданские ненцы: история формирования современной родовой структуры (XVII -XX вв.). Тюмень-Москва: ИНИОН РАН, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2003. 188с.
  • Клоков В.Ф., Корюхина А.В. Основные проблемы социально-демографического развития и занятости народов Севера // ЭО. 1994. №5. С.64-76.
  • Кривоногов В.П. Кеты: десять лет спустя (1991-2001 гг.). Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 200с.
  • Кривоногов В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы). Красноярск: РИО КГПУ, 2001. 264с.
  • Лаллукка Сеппо Восточно-финские народы России: анализ этнодемографических процессов. Спб.: Европейский дом, 1997. 394с.
  • Першиц Ю.И. О методике сопоставления показателей однонациональной и смешанной брачности // СЭ. 1967. №4. С.129-136.
  • Сирина А.А. Катангские эвенки в XX в.: расселение, организация среды жизнедеятельности. Москва - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2002. 286с.
  • Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975. 548с.
  • Томилов А.А. Опыт изучения национально-смешанных семей: (По материалам Западной Сибири) // Источники и методы изучения социальных и культурных процессов. Омск: Изд-во Омского ун-та, 1988. С.103-108.
  • Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров (по материалам социологических исследований). М.: Изд-во "ИКАР", 2002. 296с.
  • Хомич Л.В. Современные этнические процессы на севере Европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970. С.28-61.

 

1. Статистические данные Тюменского областного комитета государственной статистики.

2. Статистические данные на 01.01.2004 г. Тюменского областного комитета государственной статистики: Численность населения сельских населенных пунктов по городам и районам Ямало-Ненецкого округа на 1 января 2004 г.

3. Здесь же подразумеваются и остальные некоренные национальности: украинцы, белорусы, татары, абазины и др.

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования