Шаблоны для Joomla 3 здесь

Г

Гадание было широко распространено у всех групп манси. Его проводили по разным поводам: при рождение ребенка, перед выносом покойного из дома, для определения причин болезни, в случае пропажи вещей и т.п. Чаще всего гадали с помощью топора, ножа, старинной сабли, огнива (подвешенного на нитке), а также глядя в воду в чайной чашке или на огонь в очаге дома. Гаданием занимались специальные люди: кайлэн «ворожей», «прорицатель», которые считались по рангу ниже шаманов. Нередко ворожей «обслуживал» несколько селений. В старину говорили: у ворожея должны быть зубы все целые.

Первое гадание происходило сразу после рождения ребенка и имело целью узнать, под чьим покровительством новый человек вступает в жизнь. Приглашенная пожилая женщина, взяв два связанных на манер веера гусиных или лебединых крыла, приподнимала их вверх, называя имена богов. Если становилось тяжело и крылья «прилипали» к рукам, значит, человек «предназначался» данному богу, который, в свою очередь, брал его под защиту.

После рождения ребенка выясняли также, чья душа из ранее умерших родственников в него вселилась. При этом старшая в доме женщина ставила люльку с ребенком себе на колени и мысленно перебирала имена покойных. «Тяжесть» люльки указывала на правильное угадывании имени.

В случае болезни у кондинских манси прорицатель привязывал нож или огниво к одному концу нитки, а второй конец обвязывал вокруг кисти руки. Если нож или огниво поворачивались вправо – дело шло к излечению, влево – близилась смерть.

У обских манси в случае болезни человека женщина-ворожей брала любой нож, предварительно окуривала его чагой и клала под чемодан, в котором хранились фигуры семейных духов-покровителей или жертвенные дары местным богам. Затем двумя руками она пыталась приподнять чемодан, задавая при этом вопрос о причине болезни и о том, будет человек болеть или выздоровеет. «Тяжесть» чемодана предвещала долгую болезнь. В случае ожидаемого излечения чемодан приподнимался легко.

Если ворожили топором, его брали в том доме, где происходило гадание. Топор не должен быть большим и тяжелым. Поводив зажженной чагой под топором, женщина привязывала к нему с двух сторон шнурок и качала топор в направлении «от себя – к себе». При этом пением она призывала необходимых ей богов и духов-покровителей. А потом как тычут ее – она телом назад отклоняется. Как начнут тыкать – значит, кто-то из них пришел.

На верхней Лозьве ворожей с помощью топора узнавал, кто наслал на человека болезнь или причину неудачи в охоте, после чего направлял порчу на пославшего.

Гадание устраивали и для определения причин смерти. На Северной Сосьве носилки, на которых лежал умерший, приподнимали за один конец. Если причина смерти была угадана правильно, то носилки не могли приподнять даже двое мужчин.

Литература: Гемуев, Сагалаев, 1986; Гемуев, 1990 а; Гондатти, 1888; Чернецов, 1927; Чернецов, 1959; Kannisto, 1951; Kannisto, 1958; Karjalainen, 1927; Munkácsi, 1892

А.В. Бауло

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования