Шаблоны Joomla здесь

И

 

Имда - шкура убитого медведя с головой, по отношению к которой проводится умилостивительный обряд.

После удачной охоты на медведя его разделывали. Шкуру снимали, как шубу гостя – «лесного старика шуба меховая» (считалось, что медведь пришел в гости): на брюхо зверя клали 4 или 5 палочек (в зависимости от пола зверя, самки или самца – по числу душ), символизирующих застежки шубы, проводили по ним ножом, как бы расстегивая шубу («Коль медведица я, то четыре завязки развязывают. Коль медведь я, то пять завязок развязывают»; «Расстегивают четыре пуговицы лесного зверя, расстегивают пять пуговиц лугового зверя...»), затем свежевали зверя, но не вынимали кости и мясо из головы и лап. Медвежью шкуру никогда не выделывали и не использовали в утилитарных целях.

На медвежьем празднике шкуру вносили в дом, сворачивая и укладывая ее на столе в почетном углу дома так, что голова зверя покоилась между его передними лапами. Эта классическая поза отмечена еще в бронзовых украшениях далеких предков манси в I тыс. до н.э. Если это была шкура медведицы, ее голову покрывали платком, на пальцы лап надевали кольца. Перед мордой ставили угощение, чай, вино. Все приходящие на праздник целовали медведя в голову, женщины – через платок.

В конце праздника мужчины разделывали голову, варили ее и ели отдельно от женщин и детей, иногда – в лесу. Шкуру медведя держали в священном сундучке в доме или на священных нартах, череп хранили в сундучке на помосте около дома или вешали на высокий пень в лесу, иногда хоронили вместе с костями медведя в лесу, в озере.

В ХХ в. шкуру медведя после медвежьего праздника члены фратрии Мось, не почитавшие медведя своим предком, продавали невыделанной коми или русским.

Литература: Васильев, 1948; Гемуев, 1990 а; Гондатти, 1888; Новицкий, 1925; Чернецов, 1965; Karjalainen, 1927; Munkácsi, 1893; Munkácsi, Kálmán, 1952

З.П. Соколова

 

Ис, ис-хор «душа-тень», «тень». Для представлений манси характерна вера во множественность душ. У северных манси считается, что у мужчин 5 душ, у женщины – 4 (как вариант этого понятия – одна из душ, реинкарнирующаяся, у мужчины может возрождаться в новорожденном 5 раз, у женщины – 4 раза), хотя характер пятой души не совсем ясен (либо это – сила, либо вторая реинкарнирующаяся душа). Душа в понимании манси это жизненная сила, которая может проявляться по-разному: как видимая тень, дыхание, призрак или отображение (двойник), судьба, состояние человека (жизнь), его облик, вид, дух.

Одна из душ (ис, ис-хор) – наиболее материальная, видимая душа – тень, погребаемая, могильная душа. Она всегда при человеке, покидает его лишь после смерти и идет в могилу. Покойник некоторое время как бы состоит из телесного и духовного начал. Умерший, его душа (ис) как бы продолжает жить на кладбище, страдает в разлуке с близкими, испытывает холод, голод и т. п. Поэтому с умершим клали все его вещи, на могиле сооружали некое подобие дома с окошком. Приходя на кладбище в течение года после смерти родственника, его «кормили», открыв окошко намогильного сооружения и поставив перед ним пищу, питье, папиросы или табак.

Могильная душа ночью могла покинуть тело умершего и кладбище, вернуться в селение и свой дом, увести с собой живую душу. О ее приходе узнают по свисту огня в очаге. Она приходит людям во сне, их мучают кошмары. Об умершем сожалели, оплакивали его, но могильную душу боялись: умершего выносили из дома через окно или приоткрывая покрышку чума, в порог дома втыкали топор, дорогу с кладбища перегораживали горящей головешкой, умершему клали в рот или на грудь камень, связывали ему руки и т.п. Когда тело сгнивало, душа (ис) превращалась в жучка кер-хомлах.

Вторая душа (ис) – «уходящая вниз по реке», «большая душа» – имела форму тела или птицы. Считалось, что она живет в голове человека, покидая его только во сне в виде птицы или комара. Ее могли увидеть только шаманы при свете луны. Если эта душа покидала человека надолго, он терял сознание, заболевал, затем умирал. Манси верили, что эта душа покидает человека за год до его смерти. Знаком этого могло быть кукование кукушки, прекратившееся по просьбе человека («Если ты моя душа – замолчи!»). Увидеть свою душу – также плохой знак. «Засыпать» по-мансийски – «быть покинутым» (душой). Если душа не покидала человека ночью, во время сна, он мучился бессонницей. Покидая человека эта душа могла путешествовать в различных местах, в т.ч. и в мире мертвых. Поэтому нельзя было внезапно будить спящего – необходимо, чтобы душа вовремя вернулась. Эта душа очень пуглива, поэтому от внезапного испуга человек мог заболеть. Чтобы удержать, не потерять эту душу, принимали ряд мер: на руке или плече делали татуировку в виде птицы (трясогузки, синички, ласточки, сороки, кукушки), носили беличью или заячью одежду, которая ее якобы держала. Одежду нельзя было сильно трясти или бросать где попало – можно было потерять душу.

После смерти человека эта душа называлась урт. Она, как и могильная душа, была опасна, т.к. могла уводить с собой души живых людей.

Третья душа (улум ис, улум уй) «птица сна» – также представлялась в виде птицы (глухарки). В отличие от первых двух она живет в лесу и лишь на время сна прилетает к человеку. Если она покидает его надолго, он мучается бессонницей. В связи с этим поверьем манси выскребали на спинке берестяной люльки изображение птицы сна, чтобы ребенок хорошо спал, веря, что душа задержится в этом рисунке.

Литература: Чернецов, 1959; Kannisto,1958; Кarjalainen, 1921; Karjalainen 1922; Munkácsi, 1905

З.П. Соколова

 

Иттерма - изображение, заместитель умершего, вместилище одной из его душ, возрождающейся в новорожденном (< ненец.). Иттерма делают после смерти человека близкие ему люди, но не прямые родственники. Иттерма представляет собой небольшую (10 – 12 см высотой) фигурку, похожую на куклу и имеющую намеченные черты лица – глаза, рот (иногда лицо заменяет монета из светлого металла). У нее может быть деревянная или металлическая основа (бюст или полная фигурка человека) в одежде, но нередко представленная только миниатюрной одеждой, покроем и оформлением полностью повторяющей летнюю и зимнюю одежду манси. У женских фигурок иттерма часты украшения – накосные, нагрудные, у мужских – поясные. Иттерму хранят в коробке, ящичке или сундучке на любимом месте умершего в доме. Во время трапез иттерму «кормят» – ставят перед ней еду, питье, в коробку кладут папиросы, табак. Во время еды коробку с иттермой ставят ближе к столу, на ночь – на спальное место умершего. Сроки хранения иттермы – 4 (для женщин) и 5 (для мужчин) лет, хотя в действительности этот срок равен 2 и 2,5 годам, т. к. счет здесь сакральный, один год – за два. По истечении этого срока (или в течение его) душа, находящаяся в иттерме, возрождалась в новорожденном. После этого поступали по разному: если умерший был шаман, старейший мужчина, уважаемый старик, его иттерму хранили в священном сундуке вместе с духами- покровителями семьи и он сам становился таким духом-покровителем; иттерма молодых женщин, девушек, детей хоронили либо в могиле, либо в лесу.

Литература: Гемуев, 1990 а; Соколова, 1990; Kannisto, 1958; Кarjalainen, 1921; Karjalainen, 1922

З.П. Соколова

 

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования