Шаблоны Joomla 3 тут

О

Ойка «мужчина». Слово ойка может добавляться к имени любого мужского предка, духа-покровителя и т. п. (Ахвтас-ойка , Луски-ойка , Полум-ойка и др.) Такой дух воспринимается как старик, пожилой, мудрый человек, иногда имеющий зооморфные черты – медведя, филина, орла. Его олицетворяет изображение зоо- или антропоморфное, которое хранится в священном сундучке в передней части дома или в амбаре на священном месте, где происходят моления этому духу и жертвоприношения.

Литература: Гемуев, 1990 а; Гемуев, Сагалаев, 1986; Kannisto, 1958; Karjalainen, 1922; Karjalainen, 1927; Munkácsi, 1892

З.П. Соколова

 

Олн ани «серебряное блюдо». Во второй половине I тысячелетия н.э. в ходе торговых связей из стран Переднего и Среднего Востока на Север было завезено немало серебряных блюд, которые местное население чаще всего использовало в культовой практике. Одно из подобных блюд было обнаружено на святилище Полум-Торум-пыга недалеко от с. Верхне-Нильдино (р. Северная Сосьва). Оно является двойником знаменитого аниковского блюда, которое было найдено в 1909 г. в Западном Приуралье вблизи деревни Больше-Аниковская Чердынского уезда Пермской губернии. Согласно версии Б.И. Маршака, блюдо можно назвать своеобразной иллюстрацией к некоторым эпизодам книги Иисуса Навина; отлито оно в IX – X вв. по слепку с оригинала примерно VIII в.

В центре блюда – изображение крепости, которую осаждают десять всадников. Три воина находятся на верхней части крепостной стены, четыре в сторожевых башнях, в нижнем окне видна фигура женщины, в центре – семь жрецов с трубами и ковчегом. С верхней части крепости свешиваются две фигуры погибших, два тела лежат у подножия стены. Фон фигур покрыт позолотой. Позолочены также изображения солнца и луны, фигуры повешенных на перекладине воинов, лица Раав и воинов в башнях, наконечники копий всадников, арка и столб, находящиеся в нижней части блюда. По мнению Б.И. Маршака, последовательность эпизодов к книге Иисуса Навина показана на блюде снизу вверх. Внизу – осада Иерихона и блудница Раав в своем окне, пробитом в городской стене, выше – вынос Ковчега Завета в сопровождении семи жрецов с «семью рогами юбилейными», еще выше – взятие какого-то ханаанского города и Иисус Навин, остановивший одновременно луну и солнце. Между аниковским и нильдинским блюдами существует ряд различий в оформлении изображенных фигур.

На лицевой поверхности нильдинского блюда выполнены рисунки лосей, врезанные уже сибирским охотником рядом с основными фигурами. Не случайно, видимо, верхняя фигура лося располагается прямо напротив воина с луком, а нижняя фигура – рядом с копьем всадника. Речь здесь может идти об элементах охотничьей магии.

В 1938 г. В.Н. Чернецовым была записана легенда о серебряном блюде из Верхне-Нильдино. Несмотря на большой объем предания, в его тексте постоянно идут описания тех или иных фигур, представленных на блюде. При этом они были истолкованы в русле местной мифологической традиции: плачущая Раав стала Водяным царем, молитвенно поднявшим руки, семь жрецов с «рогами юбилейными» оказались сыновьями Водяного царя, тела убитых сыновей Духа грома «повешены» на верхней части крепостной стены, а одна из двух групп всадников включала в себя Полум-торума , Мир-сусне-хума , их сыновей и Духа грома.

В 1980-х гг. жители Верхне-Нильдино интерпретировали сюжет на блюде как войну Полум-Торума с менквами, когда царя не было, людей и воды не было, бог только землю начинал.

Литература: Гемуев, 1988; Гемуев, Бауло, 1999; Даркевич, 1976; Маршак, 1971; Орбели, Тревер, 1935; Мифы..., 1990; Чернецов, 1947 а

А.В. Бауло

 

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования