Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

[А.В. Бауло. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Мат. Годов. сессии ИАЭТ СО РАН. - Новосибирск, 2006. – Т. XII, ч. II. – С. 56 – 59.]

А.В. Бауло. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров

 

 

 

В ходе работы Приполярного этнографического отряда ИАЭТ СО РАН летом 2006 г. собран материал по теме проекта «Изделия русских ремесленников в обрядах обских угров (способы адаптации» в рамках новой Программы фундаментальных исследований Президиума РАН.

Металлические изделия. В одном из разрушенных культовых амбарчиков, расположенных недалеко от бывшего мансийского селения Нижне-Нильдино Березовского района Ханты-Мансийского АО, было обнаружено серебряное блюдце, изготовленное в Тобольске в 1795 г. (рис. 1). По краю его лицевой стороны выгравирована сцена охоты. Следует отметить, что это наиболее раннее из известных на сегодняшний день серебряных блюдец, выполненных в мастерских Тобольска для нужд инородцев. Судя по месту хранения и состоянию блюдца, оно использовалась в обрядах жертвоприношения: в блюдце наливали кровь жертвенного животного и ставили перед фигурами домашних духов-покровителей.

Рис. 1. Серебряное блюдце со сценой охоты. Тобольск, 1795 г.
Рис. 1. Серебряное блюдце со сценой охоты. Тобольск, 1795 г.

В пос. Ломбовож (р. Ляпин) в доме манси Албиных на чердаке в святом сундуке хранится жестяная тарелка конца XIX в., белого цвета, без рисунков. Здесь же зафиксирована масленка из мельхиора, выполненная в конце XIX в. в Варшаве, при этом две ее части – блюдце и крышка находились в двух разных свертках жертвенной ткани. По информации хозяина дома, жестяная тарелка, блюдце и крышка от масленки использовались в ритуальной практике: во время жертвоприношения коня или оленя указанные сосуды ставили перед домом – в них, согласно традиции, должен был опустить копыта конь Мир-сусне-хума.

Еще одно жестяное блюдце рубежа XIX – XX вв. (сложный геометрический и растительный узор нанесен на лицевую сторону красками), зафиксировано в святом амбарчике на культовом месте Мис-хум-ойки около пос. Менкв-я-пауль (р. Северная Сосьва). Несколько серебряных рюмок и чарка из мельхиора обнаружены в составе жертвенной посуды манси в пос. Патрасуй и Посолдино (р. Северная Сосьва).

Таким образом, собранные в экспедиционный период материалы подтверждают сведения о том, что русская металлическая посуда использовалась в обрядовой практике обских угров достаточно широко.

В одном из амбарчиков на культовом месте недалеко от пос. Нижне-Нильдино обнаружена медная русская бляха со всадником; большая часть таких изделий отливалась в мастерских Михайленко в конце XIX в. в Березове. При том, что на подобных бляхах традиционно изображен всадник, стабильно соотносящийся в мифологии хантов и манси с фигурой Мир-сусне-хума, бляхи на протяжении конца XIX в. и всего XX века обычно встречались в быту хантов, манси и ненцев в качестве украшений головных уборов. Фиксация медной бляхи в качестве культового атрибута – достаточно редкий факт.

Собран материал по бытованию русских детских игрушек в обрядовой практике хантов и манси. Значительную группу игрушек составляют фигурки, выполненные из папье-маше во второй половине XIX в. Это миниатюрные фигурки лошадок с подставкой на колесиках (пос. Ломбовож, Тутлейм на р. Вогулка, Хорьер на р. Сыня), которые в обрядовой практике выполняли роль животного Мир-сусне-хума; всадники (пос. Нимвожгорт на р. Сыня), обозначавшие самого Мир-сусне-хума; сложная композиция: офицер едет в повозке, запряженной лошадкой (пос. Тутлейм); несколько поломанных фигурок гусар, ранее, скорее всего, также сидевших на лошадях. Подобные игрушки либо являются основой фигуры духа-покровителя, либо хранятся в святых сундуках как обозначение фигур божеств и их животных.

В одном из домов в пос. Кимкъясуи в святом сундуке описана детская игрушка, представляющая собой группу гусей. Хранение столь необычной игрушки среди культовых атрибутов может быть связано с тем, что два мансийских божества – Мир-сусне-хум и Калтась выступали не только в антропоморфном облике, но имели и птичью (гусиную) ипостась.

В культовом амбарчике около пос. Хорьер (р. Сыня) обнаружена глиняная свистулька-птичка. Она выполнена русскими ремесленниками во второй половине XIX в., ханты использовали ее как основу фигуры семейного духа-покровителя; одежды сшиты хантыйской мастерицей. Многие божества у хантов имели птичью ипостась, в частности, на Сыне среди тотемных предков почитали чайку, гуся, кукушку. Данная фигура духа-покровителя обозначает одного из таких тотемных предков в облике гуся.

В этом же амбарчике хранилась игрушка в виде резиновой лошадки, обмотанная красным шерстяным шнуром с нанизанными медными кольцами и перстнями (рис. 2). Можно предполагать, что таким образом была осуществлена временная жертва: в святой сундук положен залог в виде игрушки-лошадки; реальное же жертвоприношение, скорее всего, было проведено позже, по мере приобретения животного.

Рис. 2. Детская игрушка-лошадка – культовый атрибут хантов
Рис. 2. Детская игрушка-лошадка – культовый атрибут хантов

В пос. Вершина Войкара (р. Войкар) жертвенное подношение семейным богам было выполнено в виде детской картонной плоской фигурки медведя в связке из лент и куска медвежьей шерсти. Столь необычное подношение связано с почитанием божества в облике медведя.

В пос. Ломбовож в святом сундуке описана игрушка из жести, условно названная нами «Крестьянин и корова» (рис. 3). Изделие русских или польских ремесленников конца XIX в., на подставке припаяны две фигуры – крестьянин идет за коровой. Фигура коровы была обмотана шерстяным красным шнуром уже мансийским владельцем. Игрушка была поднесена семейному духу-покровителю с просьбой о сохранности стада.

Рис. 3. Игрушка «Крестьянин и корова» из святого сундука манси
Рис. 3. Игрушка «Крестьянин и корова» из святого сундука манси

Можно констатировать, что вхождение продукции русских ремесленников в обрядовую практику обских угров на протяжении XIX - XX вв. происходило достаточно часто; адаптация осуществлялась либо на уровне образа (всадник, животное), либо в рамках традиции использования посуды из белого (священного) металла, которая фиксируется в регионе еще с эпохи раннего средневековья.

   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования