Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

[А.В. Бауло. Серебряные блюдца из музея пос. Саранпауль // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Мат. Годовой сессии ИАЭТ СО РАН. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. - Т. 8. - С. 528 - 531.]

А.В. Бауло. Серебряные блюдца из музея пос. Саранпауль

 

С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. К ним и были обращены запросы сибиряков на металлические изделия: блюда, чаши, статуэтки, полые фигурки, блюдца, бляхи и т.п. Разобравшись в запросах, русские ремесленники и торговцы продолжили традицию поставок серебряной и медной утвари на север Сибири. Во многом они ориентировались на более ранние образцы Ирана, Средней Азии, Волжской Булгарии, которые им были хорошо известны. Большие литые серебряные иранские или булгарские блюда сменились штампованными тарелками, серебряными и медными блюдца с изображениями всадников, животных и охотничьих сцен. Булгарские очелья вдохновили русских мастеров на создание прямоугольных пластин. Сохранение традиции, таким образом, во многом определялось заказом со стороны вогулов и остяков.

В XVIII - XIX вв. сформировалось два основных производственных центра по выпуску серебряной посуды для нужд инородцев: Москва и Тобольск, немало кустарных мастерских находилось в отдаленных сибирских городах - Обдорске и Березове. По сравнению с предшествующими веками, мастерские работали уже на территории самой Сибири, в непосредственной близости с местами проживания своей клиентуры.

На протяжении XIX - XX в. в домашних и на поселковых святилищах манси и хантов было обнаружено значительное количество серебряных и медных блюдец российского производства, выполнявших различные функции. Чаще всего приношение серебряного блюдца одному из популярных божеств - Мир-сусне-хуму - происходило по случаю изготовления священного покрывала и проводимого жертвоприношения. Ожидая прибытие на церемонию самого Небесного всадника, на траву или снег заранее ставили четыре серебряных блюдца, чтобы конь бога не касался копытами грешной земли [Гондатти, 1888; Гемуев, 1990]. Серебряными блюдцами в культовой практике обозначали “лица” фигур духов-покровителей. В других случаях прикрепление серебряного или медного блюдца к фигуре духа-покровителя, изготовленной уже из суконных халатов или рубах, подчеркивало его священный - серебряный (металлический) - образ. Блюдца, принесенные в дар божествам, с течением времени нередко становились сердцевинами их фигур в домашних святилищах [Гемуев, Бауло, 1999].

Недавно в музей пос. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского АО были переданы два блюдца, которые, судя по пробитым в них отверстиям, некогда были культовыми атрибутами ляпинских манси.

1. Серебряное блюдце(рис. 1). Тобольск, 1797 г. Диаметр 12,4 см. Основные технологические приемы мастера включают расковку серебряного листа, вырезание из него круга, гравировку. Имеется позднее отверстие.

Рис. 1: Серебряное блюдце. Тобольск. 1797 г.В центре блюдца в круглой рамке изображена сцена охоты: охотник натянул лук и целится в убегающего оленя. Пейзаж: холмы, дерево. На лицевой стороне блюдца выбиты четыре клейма. Два одинаковых - заглавные буквы П•Б в прямоугольной рамке - принадлежат неизвестному мастеру-изготовителю. Его изделия часто встречались среди культовых атрибутов хантов и манси [Прыткова, 1949, с. 45, рис. 1 – 2; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 91, рис. 83, 1; Там же, с. 159, рис. 106, 1; Гемуев, 1990, с. 120, рис. 105, и др.]. Самое позднее блюдце этого мастера датируется 1822 г. [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 91, рис. 83, 1]. Блюдце из Саранпаульского музея – наиболее раннее из его известных работ.

Третье клеймо принадлежит пробиреру. В верхней части прямоугольной рамки выбиты цифры 1797 – дата апробирования изделия, внизу заглавная буква М•…, вторая буква сбита. Очевидно, данное клеймо принадлежит пробиреру Михаилу Богданову, работавшему в Тобольске в 1785 – 1821 гг. [Постникова-Лосева и др., 1983, с. 253] и в 1822 г. [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 159, рис. 106, 1].

Последнее клеймо (частично сбито) представляет собой герб Тобольска – пирамидку на пьедестале, с воинской арматурой, знаменами, барабанами и алебардами.

2. Серебряное блюдце(рис. 2). Тобольск, 1843 или 1847 г. Диаметр 10 см. Основные технологические приемы мастера включают расковку серебряного листа, вырезание из него круга, чеканку, гравировку. Имеется позднее отверстие.

Рис. 2: Серебряное блюдце. Тобольск. 1843 или 1847 г.В центре блюдца – фигура идущего медведя. Пейзаж: холмы, кочки, дерево, кусты. По краю блюдца представлены холмы, кусты и четыре фигуры (охотник или охотница с луком, птица, олень; последняя фигура изображает либо тюленя с разинутой пастью, либо лодку). В верхней части центрального медальона выбиты четыре клейма.

Первое клеймо – цифры 84 в прямоугольной рамке - обозначает пробу серебра. Второе – клеймо мастера. В верхней части прямоугольной рамки выбит щиток ромбической формы, в нижней – инициалы неизвестного мастера, обозначенные прописными буквами «вч». Ранее в пос. Турват в верховьях Северной Сосьвы была обнаружена полая статуэтка гуся работы этого же мастера [Гемуев, Бауло, 1999, с. 18]. Третье клеймо – герб Тобольска. Четвертое клеймо – пробирера: в верхней части прямоугольной рамки выбиты заглавные буквы В.В., под ними – год апробирования блюдца – 1843 или 1847 г. (последняя цифра сбита). Известно, что в 1831 г. в Тобольске работал пробирер Василий Вершинин [Постникова-Лосева и др., 1983, с. 253], которому, скорее всего, и принадлежит данное клеймо.

Публикуемые блюдца позволяют нам уточнить некоторые вопросы, связанные с работой серебряных мастерских в Тобольске в конце XVIII – сер. XIX вв. Первое изделие отодвигает нижнюю границу работы до сих пор неизвестного нам мастера ПБ до 1797 г. Второе блюдце свидетельствует о сохранении традиции выпуска изделий с охотничьим сюжетом для нужд инородцев в Тобольске как минимум до середины XIX в.

Литература:

  • Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск: Наука, 1990. - 232 с.
  • Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. - 240 с.
  • Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начало XX в. - Новосибирск: Наука, 1986. - 190 с.
  • Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. - М., 1888. - 91 с.
  • Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV - XX вв. - М., 1983. - 375 с.
  • Прыткова Н.Ф. Металлическая культовая посуда у угров // СМАЭ. - 1949. - Т. 10. - С. 39 - 46.
   
© Ямальская археологическая экспедиция, 2003-2017
Яндекс цитирования